3. Основные образы наставничества. Образ первый. КУЛЬТУРА.

Идентификация образов. Наставничество.

 Наста́вничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.
Опыт и знания, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития.
Сферы применения наставничества: подготовка профессиональных кадров, адаптация молодых специалистов, услуги личного развития.

  Однажды я осознал такую удивительную вещь. Русский человек произносит слово, и как бы "пробует его на вкус". Русское слово русскому человеку приятно на звук, на слух, вызывает необходимые ассоциации. Если этого не происходит, слово кажется чужим, не родным. Русский человек стремился каждый образ, каждое явление описать словом. Прямым словом, словом-сравнением, словом аллегорией русский человек стремится описать образ предмета или образ явления. Наиболее красочно, наиболее ярко, чтобы принимающий образ представил себе его более полно.

   Слово "Наставничество" не воспринимается как русское, какое то оно кургузое, нефентикультяпистое. В наставничестве участвуют как минимум двое, и из этих двоих один тот, кто наставляет и как минимум один тот, кого наставляют. Первый: Наставник - лицо, которое передает знания и опыт. Вот и всё, передаёт - и хрен с ним, но он хотя бы определён, квалифицирован, под это можно хоть что то подогнать.

   Те, кого наставляют, даже наименования не имеют. Ученики? это не то. Наставляемые? Фу, просто не воспринимается, не наше слово, чужое, не смогу его применить по отношению к своим подопечным. Подопечный? Да ну нафиг.

     В западной культуре существует явление наставничества. Наверное, я не знаком пока, не было нужды, но вот названия всему даны. Наставничество у них - Менторство. Наставник - Ментор. Наставляемый(прости господи) - менти. Какое определение вы выберите для своего подопечного - наставляемый или менти

    Нет определения - нет и явления. Такое впечатление, что на Руси такого явления, как "Наставничество" никогда и не было.

    На самом деле так оно и есть. В эпоху ремёсел, преобретая навыки ремесла, ты получал будущее - существование на этом свете с определённой долей комфорта и благополучия, эквивалентной уровню твоей квалификации.  Любой папаша был согласен с тем, чтобы его сына взяли обучаться ремеслу, если не имел собственного, и был заранее согласен на совсем непедагогическое отношение ментора к своему менти. Поэтому, видимо, подопечных выделять в отдельную категорию нужным не считали и имя им не придумали.

   В наше время ничего не изменилось. Явление есть, а чёткой идентификации образов явления (наставничества) в современных реалиях просто нет. Все эти "наставничества", "наставляемые", "падаваны", "менторы" и "менти", не принимаемые на звук - не принимаются и сердцем. Поэтому образ "наставника" по большей части "витринный", "показушный".

    Видимо, есть необходимость в новых образах и новых идентификаторах. Специально выдумывать ничего не нужно. Достаточно накопить в соответствующей культурной среде необходимую критическую массу образов.

razdelitel

И вот мы имеем такую ситуацию масштаба страны. Государство, оправившись от нокаута лихих девяностых выползает из производственного коллапса. И тут обнаруживается, что в производственном секторе напрочь убита система технического сопровождения производственных мощностей. Это касается всего: приточной и вытяжной вентиляции, насосов, станков, грузоподъёмных механизмов и освещения - как в электрической части так и в слесарной.

     Ранее существовавшая на всех видах производств система плановых предупредительных ремонтов регламентировала обслуживающему персоналу проводить обходы и осмотры оборудования а также текущие, средние и капитальные ремонты согласно графика. 

     Обслуживающий персонал ежедневно получал разнарядку от руководителя на проведение работ, работы выполнялись, выполнение работ должным образом фиксировалось, что обеспечивало учёт и контроль. Всё в комплексе обеспечивало бесперебойную работу оборудования без необходимости замены.

     Сейчас из всех видов технического обслуживания оборудования осталась лишь аварийная замена. Обслуживающий персонал является таковым только по названию, на деле никто ничего не обслуживает, основной должностной обязанностью является "находиться на рабочем месте". Поломалось оборудование - его меняют на новое, о ремонте речь уже не идёт, потому что ремонтная база разорена, необходимые инструменты осели по частным гаражам а умения и навыки давно уже остались лишь в памяти единиц.

razdelitel

Культура производства.

     Разрушена культура. Когда целая страна переходила от одной культуры - культуры социализма к другой культуре, культуре капитализма, предыдущая культура была стёрта, разрушена и исковеркана. То же произошло и с составляющими культуру социализма подкультурами, в том числе и культурой производства - сначала уничтожаются составляющие и исчезает объеденяющее.

      Культура производства - это совокупность знаний и навыков, объединённых общей идеей, в данном случае идеей поддержания комфортного существования сложного биомеханического организма "Производство". Это "существо" имеет органы, жизненной силой которых является в большинстве своём электричество.

Оно нуждается:

  • в водопотреблении
  • в водоотведении
  • в воздухопотреблении
  • в воздухоудалении
  • в освещении
  • требует поддержание комфортного климата (температура)

Потребляет некоторое количество разных вещей (входных компонентов/продуктов) а на выходе выдаёт более сложный продукт. Тратит при этом некоторое количество жизненной силы (электричества) и некоторое количество материальной энергии (вода, газ).

     Как корова. Ходит по полю, жуёт травку, потребляет и выделяет воду, тратит энергию и выдаёт молоко. Так и завод. Стоит, попёрдывает, потребляет электричество и газ, воду ему подай да отведи. Если ему комфортно, давай ему ингредиенты и он будет крафтить продукт, довольно урча от удовольствия.

      Как уже говорилось выше, культура производства стоит на ТРЁХ ОСНОВАХ:

  • идея производства,
  • знания по теме
  • навыки, или опыт

Вот такая треугольная пирамида. 

Пирамида наставничества

Вот так мы с Павлом Андреичем это выделили по результатам мозгового штурма на Всероссийском Педагогическом Форуме в апреле месяце 2020 года. Задача состояла в том, чтобы дать определение Наставничеству. Как мы это увидели тогда, за 15 минут мозгового штурма - на картинке ниже.

А потом мы на обратном пути ехали в маршрутке, анализировали миндкарту и выделяли идеи. Идея того, что наставляемый имеет две опоры - обучение и практику не вязалась в трёхмерном мире, плоский треугольник постоянно падал.

В трёхмерном мире самой простой но в то же время в нужной мере устойчивой фигурой является треугольная пирамидка. Треугольное основание: идея + знание + навык, обеспечивающее устойчивость пирамидки с человеком в вершине.

Наставничество. Мозговой штурм.

 В итоге по результатам форума сложилась начальная структура наставничества. Ниже я отобразил это как часть возможной в будущем игровой концепции. Наставничество это взаимоотношения участников. Это наставляемые, и наставники в количестве трёх. Это не обязательно три разных человека. Настоящий джедай и идею привьёт, и знания даст, и применять эти знания на практике научит.

OWS

 Из карты видно, какие функциональные задачи выподняет каждый из этой связки. Основная мысль, что во главе всего стоит ТРУД. Путь падавана: учиться труду, трудиться вместе с наставником, и в итоге научиться трудиться самостоятельно.

По пути его ведут три наставника: наставник-воспитатель, наставник-учитель и наставник-практик.

  • Наставник-воспитатель - формирует социальное мировоззрение и закладывает основы трудовых компетенций.
  • Наставник-учитель - даёт теоретические знания.
  • Наставник-практик помогает привязать знания к компетенциям и закрепить их на физическом плане.

Пирамида наставничества и есть тот кристалл, который станет центром будущей системы.

You have no rights to post comments

Менторномика

© 2017 dо́b. Образование в Созидании.
joomla3x